Список форумов Как? С Кем? Куда?

Как? С Кем? Куда?

Туристический клуб.
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Острова &Co vs эстетика ландшафта

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Как? С Кем? Куда? -> Свободное общение на географические темы
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Andre
Абориген


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 22.12.2008
Сообщения: 768

СообщениеДобавлено: Пн Июл 13, 2009 5:12 pm    Заголовок сообщения: Острова &Co vs эстетика ландшафта Ответить с цитатой

Острова &Co vs эстетика ландшафта

„Что в нем есть... вопрос не в том, спроси
Чего в нем нет... любой на выбор
Колорит, хоть флот, хоть гавань,
Словом, рафинад, каштаны, детство
В городе приморском, яхты, джонки, мачты, кливера...“



Мне кажется, что любые средиземноморские острова, даже такие большие как Крит, Кипр, Сардиния, Сицилия, Корсика, по самобытности и какой-то внутренней гармонии обычно уступают материковой территории той же или родственной по культуре страны. Надо бы попытаться подвести под это ощущение хоть какую-нибудь минимально правдоподобную теоретическую базу, а то до сей поры существовала лишь эмпирическая улиссова подпорка "все острова похожи друг на друга".

Естественно, что некоторым единообразием острова обязаны своему географическому положению и обусловленному этим портово-рыбацко-променадному колориту. Но мы-то ведем речь о гармонии - а уж в подобном колорите дисгармонию при всем желании увидеть трудно. Причина в чем-то другом...

Может быть, ее следует искать в том, что все эти острова, кроме уж совсем никому и никогда не нужных (Таволара, Монте-Кристо), слишком часто переходили из рук в руки и, снивелированные, явились первыми жертвами глобализации, приобретя как бы в утешение полный бант разномастных диковин - греческих, римских, византийских, арабских, норманнских, венецианских, генуэзских... Обусловленные этим эклектичность архитектурного облика и перемешивание народов и культур никому на пользу, в общем-то, не идут - подобный свальный грех редко кто готов радостно понять и принять...

Я вообще плохо воспринимаю артефакты, пережившие создавшую их культуру. При этом не важно, развивалась ли цивилизация непрерывно и тихо/громко угасла, или претерпела внезапную аберрацию, а после вернулась в нормальное русло, оставив многочисленные ли, либо единичные загадочные материальные свидетельства своего существования. Поэтому в рассматриваемую группу странных объектов, принадлежащих загадочным «цивилизациям зеленых ночных ваз с цветочным бордюром», могли бы попасть как античные руины, пирамиды, нураги, дольмены, менгиры, так и Восточный Берлин, нюрнбергская Гроссе Штрассе, ВДНХ, Долина Павших. Особенно неуместно выглядят эти сооружения в окружении строений чуждой им культуры... Что может быть ужаснее римских форумов, Св. Софии, веронской арены, Мезон-Карре... Острова же такими объектами, выдранными из контекста, особенно богаты...

Причины подсознательного отторжения артефактов, на мой взгляд, кроются вовсе не в степени их сохранности. Ведь развалины аббатства Клюни или остатки стен Каноссы воспринимаются как вещь вполне органичная. Эти руины стоят в пока еще родном для них культурном и архитектурном окружении, и их нынешнее состояние является нормальным результатом почти тысячелетнего, известного и привычного нам, непрерывного и параллельного породившей их культуре развития, а не плодом хаоса - таинственных катаклизмов, миграций, эпидемий и потопов. Заброшенность этих строений - лишь следствие их нормального развития: либо они отслужили свой срок, честно выполнив свою функцию, либо их постигла какая-то – нам известная - несчастливая судьба. При этом, как правило, не происходит отрицания всего класса подобных сооружений - ведь множество прочих монастырей или фортов продолжают использоваться по прямому назначению. Что-то, впрочем, может служить и в новом качестве, как, к примеру, отмирающие в эру роро и контейнеров портовые склады позапрошлого века, превратившиеся в современное жилье – эта эволюция всем понятна и идет она бок о бок с нашей цивилизацией.

Тем и отличаются артефакты, что им уже не суждено служить... На них глазеют – попытки их оживить не в счет – это лишь способ привлечь к ним еще больше внимания публики... И вот обычной реакцией наблюдателя при взгляде на артефакты чуждой, как и все непонятное, а, зачастую, и враждебной христианству культуры, на дискретные обломки чужой истории является здоровое непонимание, какое же применение помимо выпаса скота, укрытия для костра или употребления в качестве альтернативной камеломни можно найти для античного амфитеатра, языческого храма или еще какого нурага... Таким образом, два типа этих развалин диаметрально противоположны с точки зрения восприятия – и соотносятся примерно так же, как непрерывность и дискретность, энтропия и упорядоченность...









При этом вполне возможно и позитивное восприятие сооружений мертвых культур. В пользу такого предположения говорит абсолютная органичность Селинунта, остатки которого расположены так, что наблюдателю не требуется воображения, чтобы мысленно перенестись на 2500 лет назад – остатки города (по крайней мере, с точки зрения не жившего в Древней Греции человека) находятся в гармонии с ландшафтом, изменения которого, несомненно произошедшие, наблюдателю не заметны... В такой же идиллической гармонии с окружением находятся и Пон-дю-Гар, и некоторые построенные римлянами мосты на старых дорогах. Но появление в поле зрения любого современного сооружения может спровоцировать разрушительный для восприятия резонанс - и артефакты из деталей машины времени в одночасье превращаются в поганые языческие капища... Впрочем, отнести мосты, как и некоторые другие римские сооружения, к классу артефактов было бы не совсем верным – они исправно и непрерывно функционируют третью тысячу лет.








Думаю, что наибольшую гармонию для восприятия обеспечивает такая обстановка возникновения кумулятивного эффекта, когда объект не только находится в "родном" для себя самого - и культурном, и ландшафтном - окружении, но и впридачу имеется такой наблюдатель-субъект, для которого этот культурно-природный континуум также является "своим". Вероятно, поэтому так и велико эмоциональное воздействие на нас видов Суздаля или церкви Покрова-на-Нерли. А для сына пустыни, возможно, минарета за гребнем бархана... Но это отдельная тема...

А вот чуждые артефакты, оставшиеся после изчезнувшего народа, больше воспринимаются как заморские диковины - посмотрел на что-то занятное, но абсолютно чуждое - и пошел... Да, любопытно... Но ходить для развлечения по чужим кладбищам, разглядывая надгробья с непонятными символами, как-то даже и некомильфо...

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lora
Добрая фея


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 22.12.2008
Сообщения: 1401

СообщениеДобавлено: Вт Июл 14, 2009 8:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andre писал(а):
Но ходить для развлечения по чужим кладбищам, разглядывая надгробья с непонятными символами, как-то даже и некомильфо...

Я не понимаю и какое развлечение в хождении по "своим" кладбищам.
Andre писал(а):
А вот чуждые артефакты, оставшиеся после изчезнувшего народа, больше воспринимаются как заморские диковины - посмотрел на что-то занятное, но абсолютно чуждое - и пошел...

Нет, здесь в действие вступает как раз сенсуальное восприятие. Я писала об этом в Фонтанах Франции. Я думаю, здесь тоже будет срабатывать именно внетекстовый феномен, когда ты воспринимаешь не просто картинку или свои знания о ней, как в случае со "своими" артефактами, а восприятие будет происходить через личные ассоциации, подчас подсознательные и неосознанные.
Ну и конечно самую большую роль в отношении к чужим артефактам имеет уровень общих знаний. Для какого-нибудь специалиста по Майя, развалины той культуры будут самыми родными.
_________________
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре - что мало любили и мало путешествовали. М.Твен
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Natali_
Свой человек


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 28.02.2009
Сообщения: 484

СообщениеДобавлено: Вт Июл 14, 2009 12:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Ну и конечно самую большую роль в отношении к чужим артефактам имеет уровень общих знаний. Для какого-нибудь специалиста по Майя, развалины той культуры будут самыми родными (курсив мой - Natali_.).

Уж извините, это не от уровня знаний, а от устойчивости психики зависит...
И я не уверена, что это однозначно благо - для науки... Для киношников - в самый раз)))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lora
Добрая фея


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 22.12.2008
Сообщения: 1401

СообщениеДобавлено: Вт Июл 14, 2009 1:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Natali_ писал(а):
а от устойчивости психики зависит...

в какой-то мере - да....
_________________
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре - что мало любили и мало путешествовали. М.Твен
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Andre
Абориген


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 22.12.2008
Сообщения: 768

СообщениеДобавлено: Вт Июл 14, 2009 3:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Lora писал(а):
Для какого-нибудь специалиста по Майя, развалины той культуры будут самыми родными.


Даже если ты специалист по майя, это, думаю, не повод считать родными кровавых языческих идолов.))
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lora
Добрая фея


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 22.12.2008
Сообщения: 1401

СообщениеДобавлено: Вт Июл 14, 2009 3:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Andre писал(а):
Даже если ты специалист по майя, это, думаю, не повод считать родными кровавых языческих идолов.))

Вспомнилася фильм "Ягуар".
А еще прошла ассоциация на трансвеститов: тех которые чувствуют себя женщинами, а рождены мужчиной. Они операцию делают по перемене пола. Может быть такое возможно и применительно к культуре и религии......
_________________
Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре - что мало любили и мало путешествовали. М.Твен
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Andre
Абориген


Репутация: 0    

Зарегистрирован: 22.12.2008
Сообщения: 768

СообщениеДобавлено: Вт Июл 14, 2009 4:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Перемена пола с этой точки зрения - поменять язык и религию... И из кровавых инков получатся прекрасные христиане... Думаю, Кортес был в ужасе от увиденных в Америке обычаев и нравов...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Как? С Кем? Куда? -> Свободное общение на географические темы Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS