Добавлено: Вт Апр 28, 2009 1:26 pm Заголовок сообщения: Вниз по Роне. 3. Церматт. Долина Саас. Висп.
Следующий за Бригом городок вниз по долине Роны - Висп, более всего известный тем, что он – главный пересадочный узел на пути к двум популярным швейцарским курортам – Церматту и Саас-Фе. От Виспа, на юг, к итальянской границе, начинается долина, которая вскоре, в Штальдене (Stalden), раздваивается на Mattertal и Saastal, которые заканчиваются: первая – знаменитым Церматтом, вторая – просто известным Саас-Фе.
ЦЕРМАТТ
С одной стороны, Церматт входит в число лучших горнолыжных курортов Альп, и потому туда едет катающийся народ, с другой, в Церматте расположен один из символов Швейцарии – гора Маттерхорн – и потому туда едут все. Эти записки предназначены для «экскурсантов», про катание в Церматте много и исчерпывающе написано на специализированных сайтах (например, http://www.ski.ru/static/182/ ).
Туристы, посещающие Швейцарию с экскурсионными целями, до Церматта часто не добираются в силу его относительной удаленности от основных маршрутов. И очень зря: это место, обязательное для посещения. И удаленность его преувеличена и не должна пугать.
Как и за какое время можно до него добраться? Основной и самый простой и распространенный вариант – поезд. Из Женевы, чтобы вставать не очень рано и оказаться на месте в 12 с минутами, выехать надо в 8.30-9.00 (в пути 3-3,5 часа, подробнее см. на http://fahrplan.sbb.ch/bin/query.exe/en ). После открытия в конце 2007 г. Лётчбергского туннеля значительно сократилось время в пути из центра и с севера Швейцарии: например, из Берна – 2.07, из Цюриха – 3.14 (для всех приведено общее время в пути до Церматта). На всех поездах из указанных городов надо сделать промежуточную пересадку в Виспе (поезда стыкуются). Из Виспа до Церматта поезд идет чуть больше часа по очень живописному ущелью, дорога по которому является частью маршрута «Ледникового экспресса». На машине можно доехать только до Тэша, там придется оставить ее на стоянке, т.к. автомобильный транспорт в Церматт не пускают, и далее ехать на поезде (каждые 20 мин., в пути – 12 мин.). Даже приехав в Церматт в 12 часов, у вас будет достаточно времени для его осмотра и подъема в одну из высокогорных зон – по меньшей мере, 5 часов зимой, в условиях короткого светового дня, гораздо больше – в другие сезоны.
Церматт, несмотря на всю свою знаменитость и известность, производит впечатление не очень большого и весьма милого городка, вернее горной деревни, преимущественно застроенного деревянными шале, некоторые из которых весьма почтенного возраста.
Интенсивно идет и современное строительство, но все равно это здания в стиле шале. Есть, правда, фешенебельные «Mont Cervin Palace» и «Grand Hotel Zermatterhof» в самом центре, выбивающиеся из общей обстановки, но надо же соответствовать статусу элитного курорта. Пусть так…
В Церматте практически единственная улица – Банхофштрассе,
стартующая с одноименной площади, т.е. от вокзала,
и пересекающая его насквозь, с небольшими ответвлениями переулков-закоулков вправо-влево. Часть Церматта расположена за рекой Виспа, где находятся две станции подъемников: на Ротхорн (практически напротив вокзала) и на Кляйне Маттерхорн (на окраине) и большое количество отелей, апартаментов и частных домов, но жизнь бурлит и кипит именно в районе Банхофштрассе на всем ее протяжении. Здесь основной поток отдыхающих и приезжих, здесь основные магазины, кафе, рестораны, отели, здесь шныряет больше всего электромобильчиков, которые выполняют функции такси, ски-басов и отельных автобусов, встречающих приезжающих постояльцев.
Обязательно следует свернуть в пару-тройку боковых улочек – там можно увидеть «старый», неотлакированный Церматт: дома из потемневшего от времени дерева с малюсенькими окошками, верхняя часть которых стоит на металлических опорах-грибках, покосившиеся сарайчики и даже помойки.
Говорить о каких-либо достопримечательностях Церматта не приходится, ибо главной и, по сути, единственной является Маттерхорн. Его почти пирамида с загнутым клювом-вершиной видна практически из любого места. Причем из самого Церматта Маттерхорн предстает в самом выигрышном ракурсе – в полупрофиль.
Церматтовский сайт рекомендует как лучшую точку для фотографирования горы мост Кирхбрюкке. С этим можно согласиться. По Банхофштрассе надо дойти до центральной Кирхплац,
перед церковью свернуть налево на Кирхгассе,
перейти мост через реку и спуститься на набережную. Маттерхорн оттуда чудо как хорош.
Но есть и еще место в Церматте, откуда Маттерхорн открывается во всей красе. Для этого надо пересечь весь поселок по Банхофштрассе и ее продолжению Обердорфштрассе, дойти до ее слияния с набережной, пройти чуть дальше до небольшой площади и остановки ски-баса напротив подъемника на Кляйне Маттерхорн на другом берегу реки. Здесь Церматт уже практически закончился и ничто не мешает вам лицезреть Маттерхорн (см. первое фото). Выбор точки наблюдения за вами: можно остановиться на площади, выйти на мостик или перейти на другой берег реки. Идти минут 30, но, право, стоит не полениться.
Следующим номером программы пребывания в Церматте обычно является подъем наверх, на одну из высокогорных панорамных площадок, с которых открывается вид не только на Маттерхорн, но и на многочисленные альпийские вершины. Таких площадок три – Ротхорн, Горнерграт и Кляйне Маттерхорн, совпадающих с основными зонами катания.
Ротхорн (3103 м) ( http://bergbahnen.zermatt.ch/e/peaks/rothorn.html ) рекомендуется как высокогорная площадка, с которой Маттерхорн наиболее фотогеничен. Не могу ни подтвердить, ни опровергнуть это, поскольку как раз на Ротхорн-то и не поднимался. Но судя по многочисленным фотографиям ракурс на Маттерхорн там практически аналогичен церматтовскому.
Представляется, что эту зону предпочтительнее посетить в летнее время, поскольку в этот период любители фауны могут близко пообщаться с местными сурками – мармотами в Суннеге и Блаухерде, двух промежуточных станциях при подъеме на Ротхорн ( http://bergbahnen.zermatt.ch/e/peaks/sunnegga.html ). Естественно, приняв во внимание время, когда подъемники закрываются на профилактику ( http://bergbahnen.zermatt.ch/e/fahrplan/rothorn.html ).
В первое посещение Церматта выбор был сделан в пользу подъема на Горнерграт (3089 м) по зубчатой горной железной дороге, построенной аж в 1898 г. ( http://www.gornergrat.ch/en/,http://www.zermatt.ch/e/ausfluege/gornergrat.html ). Станция Горнергратбанн в Церматте находится на Банхофплац рядом с главным вокзалом. Расписание и стоимость лучше всего смотреть здесь: http://www.gornergrat.ch/timetableprices/timetable.php , http://www.gornergrat.ch/timetableprices/winterfares.php , http://www.gornergrat.ch/timetableprices/summerfares.php .
Думаю, говорить о живописности дороги излишне. До Риффельальпа поезд поднимается по лесистому склону, затем ближе к Риффельбергу выходит на открытое пространство. В Ротенбодене (предпоследняя остановка, 2450 м) сходит очень много катающихся на санках и тобогганах, оттуда в Риффельберг проложена специальная трасса для саней. Кстати, почти на всех швейцарских курортах имеются санные трассы, много размеченных пешеходных маршрутов, где позволяет местность – трассы для беговых лыж. В общем, каждый найдет себе занятие по вкусу.
На вершине расположены станция подъемника на Хохтали и Штокхорн, напоминающий крепость Кульмотель Горнерграт с двумя круглыми башнями по бокам,
считающийся самым высокогорным отелем (3100 м) в Швейцарии, и, конечно, смотровая площадка. Вид оттуда впечатляющий: впереди, в «фас» – Маттерхорн,
слева – массив Мон Роза с двумя самыми высокими вершинами региона – Дюфур-шпитце и Лискамм и еще с десятком 4-тысячников и ледниками внизу, которые оказались у вас под ногами,
а вправо, вниз уходит зона катания, преимущественно с синими трассами на фоне следующей горной гряды. Побалдеть на высокогорном солнышке можно на смотровой площадке, но более комфортно это сделать на открытой террасе ресторана Кульмотеля (она как раз на южной стороне), не спеша что-нибудь потягивая (цены нормальные). Правда, таких умников более чем достаточно: несмотря на большую площадь террасы и количество столиков, с местами могут быть проблемы.
Во второй поездке в Церматт, мне пришлось выступить гидом-экскурсоводом, поскольку мои попутчики ехали туда первый раз. Включая жену, которая в прошлом году поленилась пилить столь далеко и долго, о чем потом жалела целый год, посмотрев привезенные фотографии. Забегая вперед, скажу, что от Церматта все были в полном восторге, к тому же и день выдался роскошный.
Внизу, в Церматте для «экскурсантов» была повторена прошлогодняя маршрутная программа, а вот наверх выбор был сделан в пользу Кляйне Маттерхорна ( http://bergbahnen.zermatt.ch/e/peaks/kleinmatterhorn.html ). После получасового подъема вышли на предпоследней станции Трокенер Стег (2939 м), где расположен ресторан со смотровой террасой ( http://www.matterhorn-group.ch/en/restaurants/trockenersteg/hotel/index.php ).
Зависли мы там всерьез и надолго под горным солнышком, тем более что и время обеда подошло.
Поднявшись на Трокенер Стег, женская часть нашей компании сразу заявила, что головка у них не очень ясная, да и пошатывает слегка, и выше, на Кляйне Маттерхорн, они подниматься не будут. Я туда тоже не очень рвался, поскольку на Юнгфрауйох аналогичные ледовый дворец и высокогорная площадка (пусть и на пару сотен метров пониже, что на высотах уровня 3,5-3,9 км не принципиально). Однако после обеда, что ли, в глазах самой стойкой представительницы лучшей половины человечества появилось нечто неуловимое, что было отнесено к не до конца выполненному долгу, неудовлетворенному любопытству или чему-то еще в этом роде. Короче, мы поехали наверх.
Только вышли из кабины подъемника как служащий, увидев, что мы без лыж, предупредил, что через десять минут последний спуск, и на смотровую площадку мы не успеем. И на старуху бывает проруха: этот момент я совершенно упустил из виду, а ведь не первый раз в горах, видать, расслабился после обеда – сытые часов не наблюдают. Но с площадки подъемника виды тоже были весьма достойные, хотя и не круговая панорама, а градусов так 150.
Самый прикол в том, что после спуска нам надо было в темпе твиста извлечь из ресторана в Трокенере ожидавших нас остальных, поскольку оттуда тоже уходила последняя кабина. А на 3000 м быстро не побегаешь, особенно вверх по лестнице. Но успели, в итоге.
А потом, внизу, уже не торопясь, прошлись по набережной Виспы, посмотрели на Маттерхорн на закате,
прогулялись по вечернему Церматту в зажженных огнях,
В отличие от долины Маттер, в Саас нет железной дороги, поэтому добраться туда можно или на автобусе (от Виспа – 50 мин.), или на машине. Три основных деревушки – Бален, Грюнд и Альмагель – находятся на дне долины, а Саас-Фе возвышается над ними на высоте 1800 м и ведет к ней серпантин от Грюнда. Саас-Фе – курорт без автомобильного движения, поэтому машину придется оставить на парковке на въезде, а в самой деревне передвигаться пешком или, как и в Церматте, на электромобилях. Чтобы пройти ее насквозь, нужно примерно полчаса. Станция Alpin Express для тех, кто хочет подняться на Аллалин (3500 м), ближе: войдя в деревню и чуть пройдя по центральной улочке, нужно свернуть налево и по Панорамному мосту (Panoramabrucke) перейти на другую сторону ущелья. Сразу скажу, мы не поднимались – накатались-насмотрелись уже…
Саас-Фе – милая деревушка: домики старые и не очень,
улочки узкие, пошире и совсем широкий центральный променад,
неизменная церквуха на центральной Дорфплац.
Но самое живописное в ней это – окружающие горы, среди которых только 4-х тысячников насчитывается больше десятка. Панорамные виды начинаются прямо с террасы автостанции, далее со всеми остановками.
От Саас-Фе вниз в Саас-Грюнд ведет живописная «Тропа 15 часовен» (перепад высот 250 м, идти 1 час), которые были построены в 1708-1711 гг.
Внутри часовен – деревянные скульптурные композиции, иллюстрирующие 15 псалмов, разглядеть которые можно только через отверстия в стекле. С правой стороны от тропы – узкое и глубокое ущелье Фе, а ближе к низу открывается панорама долины Саас.
Последний раз редактировалось: pacher (Чт Апр 08, 2010 4:32 pm), всего редактировалось 1 раз
А про Висп будет?
или где-то уже было, а я пропустила? _________________ Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре - что мало любили и мало путешествовали. М.Твен
Пожалуй, соглашусь, что отсюда самой фотогеничный вид на Маттерхорн, хотя ракурс и близок к тому, как он выглядит из самого Церматта.
На пути от станции подъемника до смотровой площадки с рестораном вас встречают сенбернары, взрослый и очаровательный щен.
Они пользуются потрясающим успехом. Но… Предприимчивый хозяин (судя по облику и говору, итал) кует на них конкретное бабло: трогать не моги, фотографировать низзя, мол, снимаю только я и строго по прайсу. Желающих, тем не менее, хоть отбавляй. Пришлось фотографировать скрытой камерой и с некоторого расстояния, и то получил возможность насладиться его ором.
Работа у сенбернаров, в общем-то, собачья. Выдержать такое количество оголтелых двуногих рядом с собой и не тяпнуть никого из них – стальные нервы надо иметь. Я бы точно тяпнул.
Больше всего умилил, конечно, малыш. Изверг-хозяин хотя бы догадался в перерывах между фотосессиями подложить ему какую-то сумку, дабы попка не замерзла. А мог бы и попонку шерстяную, заработал как-никак.
Народа на смотровой площадке оказалось на удивление мало, хотя дело шло к обеду.
Даже после часа балдежа за столиком под горным солнышком уходить не хотелось. А вокруг сплошная русская речь: новогодние каникулы на европейских горнолыжных курортах все больше становятся вотчиной кризисной России.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах