Добавлено: Пн Авг 03, 2009 11:40 am Заголовок сообщения:
Цитата:
«Швейцарская провинция, в особенности в альпийских предгорьях, поначалу напоминает отечественный музей деревянного зодчества – какие-нибудь Малые Карелы, только в очень хорошем состоянии. А присмотришься – это всё живое, всё используется и вовремя обновляется – от знаменитых мостов Люцерна до деревянного фонтана в попутной горной деревушке, увенчанного деревянной же двухвостой русалкой…» http://archvestnik.ru/ru/magazine/av-4-103-2008/derevyannye-landshafty-shveitsarii
Вот уж чего не было, даже "поначалу", так это ощущения "музея". Хотя это было вроде бы "запланированной" эмоцией...
.
Туризм - одна из основных отраслей швейцарской экономики, поэтому не делать соответствующую поправку было бы неправильно. Однако большинство виденных нами объектов действительно вполне функциональны. Хотя есть и "заброшенные"...
Несколько фото деревянной Швейцарии (Церматт и Лёйкербад).
Две последния фотки я сознательно дублирую (они есть в первом посте), поскольку "в цвете" видны детали, выдающие их "современное" происхождение.
P.S."Швейцария в деталях" открывается в новом окне при нажатии на фотографию. За цветочки на переднем плане приношу свои извинения)))
Но сначала я хочу вам кое-что показать.
Итак, мы входим. Оправившись от изумления, – вызванного тем обстоятельством, что за несколько лет, прошедших с момента посещения Сьона одной известной рунетовской графоманочкой, знаменитый орган «переместился» не только во времени, но и в пространстве – из «алтарной части» на западную стену храма (девушка не знает, как орган выглядит? или у нее алтарная часть аккурат западной стеной храма кончается? а скорее всего, все еще «проще»… нет, я не думаю, что она там не была, упаси боже… просто орган-то типа «ласточкино гнездо»… ну, какой с птицы-дуры спрос?), – мы упираемся взглядом в фреску, что находится на южной стене.
Саму легенду и ее варианты пересказывать, думаю, не имеет смысла. Образ св. Себастьяна весьма популярен в живописи вообще и интересующего нас периода в частности, а основные сюжеты представлены в этом далеко не полном списке сохранившегося:
http://bode.diee.unica.it/~giua/SEBASTIAN/
Однако для швейцарского сознания он содержит коннотации с двумя ключевыми национальными символами.
Святой считается небесным покровителем мифологического Вильгельма Телля, чей образ в первой половине XIV века уже присутствовал в народном сознании.
При этом исторический Себастьян был начальником преторианской стражи при Диоклетиане. То ли сам Диоклетиан, то ли его пасынок и преемник Галерий приказали подвергнуть децимации Фиваидский легион, целиком состоявший из христиан. Согласно распространенной в Швейцарии легенде, децимация была произведена близ нынешнего города Сен-Морис (St-Maurice; не путать с Санкт-Морицем, St-Moritz) на территории кантона Вале. С Фиваидским легионом и его командиром св. Маврикием связана легенда о происхождении швейцарского креста. С XIV века легионеры воспринимались швейцарскими профессиональными наемниками как небесные покровители, а в XV веке даже сложился миф о происхождении швейцарцев от их потомков.
Но посмотрите на мучителей Себастьяна. Римляне? Ха.
Почему-то сразу всплывают в памяти «бернские медведи», которых Людовик так хотел натравить на «бургундских львов». Жестокие нравы швейцарцев XV века в полной мере проявлялись не только в бою. Процитирую историка Игоря Петрова: «Насколько “неудержимы” были швейцарские солдаты в бою, настолько же привлекала их романтика “локальных” грабительских войн, напоминавших казацкие “походы за зипунами”. Издевательства над пленными были для них столь же обычными, как и грабежи монастырей, осквернение могил и взятие заложников с целью выкупа. Распространение страха и опустошения было главным инструментом добывания “воинской славы”» (Петров И. Очерки истории Швейцарии. Б.м., 2006. С. 144).
Анахронизм как неотъемлемая черта средневековой историографии, литературы, живописи давно отмечен исследователями. «Прошлое рисуется в тех же категориях, что и современность. Герои древности мыслят подобно современникам хрониста. Сознание местного и исторического колорита полностью отсутствует и у поэтов и у мастеров изобразительного искусства. Библейские и античные персонажи фигурируют в средневековых костюмах и в обстановке, привычной для европейца. И художника, скульптора, автора рыцарского романа, историка нисколько не волнует то, что в иные эпохи или в других странах нравы, мораль, природа, одежда, здания, быт были не такими, каковы они у него на родине и в его время» (Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры). Посмотрите, например, св. Себастьяна работы Антонио дель Поллайоло, Беноццо Гоццоли или Ханса Мемлинга. Стоит ли удивляться, что и на фреске художника из Фрибура абстрактное Зло изображено в виде вполне конкретного его воплощения в современном ему обществе?
Время было такое, скажете вы. Да, время было такое. Но именно швейцарские наемники ещё долго особенно высоко ценились правителями разных стран. Что ж тут удивительного, – тогдашние «швейцарцы» в своем большинстве были горцами – во вполне современном значении этого слова. И ещё в XIX веке в этих краях можно было купить в качестве своеобразных сувениров так называемые бургундские кости, о чем свидетельствовал Байрон, путешествовавший по Швейцарии в 1816 году. Трактовка швейцарских вооруженных сил как важнейшего культурообразующего фактора, по-видимому, имеет право на существование, – как и обсуждение швейцарской культурной идентичности через призму понятия «альпийской культуры», – правда, наверное, все же в качестве достаточно подвижного рамочного конструкта.
Анахронизм как неотъемлемая черта средневековой историографии, литературы, живописи
А меня очень занимает вопрос, почему на картинах 15 века с современными сюжетами - первых пейзажах - на соборах, как правило, нет крестов. Поэтому, где встречу Патинира, то долго рассматриваю. А этого Св.Себастьяна интересно сравнить с дамессиновским - моей любимой картиной в Дрездене...
А этого Св.Себастьяна интересно сравнить с дамессиновским - моей любимой картиной в Дрездене...
Моей первой "заграницей" были три недели в Дрездене в чертзнаеткакомлохматом году. И я тоже нежно его люблю...
Однако вряд ли такое сравнение даст неожиданные результаты. Итальянец - уже из другой эпохи (речь не только о хронологии, т.е. разнице в паре цифр, как в том бородатом анекдоте, и пр.). У него уже была иная сверхзадача. И к нему, пожалуй, уже применимо написанное Дали - http://www.gzt.ru/culture/2004/05/11/124557.html
Нас ждал Берн...
И пятнадцатиминутный колокольный звон HEILIGGEISTKIRCHE на привокзальной площади, начавшийся как раз в тот момент, когда было сделано это фото, стал последним символом "швейцарского времени" и последней швейцарской загадкой...
Мне казалось, что я отложила "Швейцарский альбом" как минимум на год. Наивная.
Несколько дней назад, будучи в некоем российском городе N., я зашла в букинистический магазин. И купила открытку.
Это скан. А вот та же практически картинка уже на цветной открытке - из интернета.
Для неспециалиста датировка открытки нередко проблема, особенно если она "чистая", т.е. без текста, марок или штемпелей. Определить дату в данном случае я могу только приблизительно, например, по некоторым деталям на открытке этой же серии, выпущенной цюрихской фирмой.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах